Авторские публикации



Детские страхи

Гурова Дарья Владимировна
Клинический психолог

- Мама, смотри, паук!

- Да, паук, ну и что?

- Я боюсь, боюсь! Он страшный! Он меня укусит!

- Перестань, не говори глупостей! Подумаешь паук! Ну, какой же он страшный? Посмотри, какой ты большой, а он маленький!

Бабушка: «Не того бояться надо, милок! Вот если болезнь, смерть,или война, не дай Бог, это да! А паук, - что? Раздави его, и дело с концом!»

Для паука это может быть и конец, а для ребенка только начало. Начало его внутренних переживаний, тревог, опасений. И вот уже паук превращается в огромное чудовище, выползающее из-под кровати под покровом ночи. Ну, как тут уснешь? Но… наступает утро! Ура! Днем бояться точно нечего! Ах, да! Вот только еще: собаки, громкие звуки, закрытые пространства, одиночество, наказание, незнакомые люди, пожары… Этот список детских далеко неполный. Что же такое детские страхи? Стоит ли нам, взрослым, относиться к ним серьезно? Можно ли их побороть? А, может быть, бояться и вовсе нормально?

Страх - это реакция человека на внешнее воздействие, базовая эмоция, которая сигнализирует об опасности, и она направлена на сохранение жизни. Детские страхи – это глубокие переживания детства, отголоски которых могут звучать эхом и в более позднем возрасте, а также являться причиной формирования негативных жизненных сценариев. Страх страху – рознь. Некоторые из них выполняют защитную функцию, другие же, сигнализируют о наличии симптома-комплекса (т.н. невротические страхи). Как правило, большинство детей чего-то боятся, но если Вы заметили, что этот страхи ребенка приобретают навязчивый характер, то это - безусловно повод проконсультироваться со специалистом. Следует также помнить, что каждый ребенок уникален и неповторим. Его психика развивается сугубо индивидуально и в свои сроки. Для того, чтобы лучше понимать своего ребенка, его поведение и правильно на него реагировать, можно использовать в качестве ориентиров нижеследующую информацию о так называемых возрастных страхах.

Возраст

Объекты страха

0-6 месяцев

Потеря физической поддержки, громкие звуки

7-12 месяцев

Незнакомые люди; внезапное, неожиданное появление предметов или предметы угрожающего вида

1 год

Разлука с родителями, травма, гигиена, незнакомые люди

2 года

Громкие звуки, животные, темная комната, разлука с родителями, крупные предметы или машины, изменения окружающей обстановки

3 года

Маски, темнота, животные, разлука с родителями

4 года

Разлука с родителями, животные, темнота, шум

5 лет

Животные, "плохие" люди, темнота, разлука с родителями, физическая травма

6 лет

Сверхъестественные существа (например, привидения или ведьмы), физическая травма, гром и молния, темнота, засыпание в одиночестве, пребывание в одиночестве, разлука с родителями

7-8 лет

Сверхъестественные существа, темнота, события, показанные в программах новостей, пребывание в одиночестве, физическая травма

9-12 лет

Тесты и экзамены в школе, школьная успеваемость, физическая травма, внешность, гром и молния, смерть

Подростковый возраст

Личные отношения, внешность, школа, политические вопросы, будущее, животные, сверхъестественные явления, природные бедствия, безопасность


Правда, будучи нормальными для одного возраста, они могут стать препятствием для развития социальных навыков несколько лет спустя. Порой ребенка пугает то, что взрослому кажется пустяком. Ни в коем случае нельзя показывать ребенку, что вы относитесь к его боязни несерьезно. Детские страхи нельзя высмеивать, необходимо помогать малышу с ними справляться. Как мы видим из таблицы, на каждом этапе своего развития дети испытывают различные страхи. Вот лишь некоторые из возможных причин появления детских страхов: тревожность в обращении с ребенком; гиперопека; внушаемые страхи (баба Яга, «бабайка», дядя полицейский и др.) – персонажи для запугивания с целью достижения послушания; угрозы взрослых в семье; большое количество запретов; конфликтные ситуации; психологическая травма (воздействие, нарушающее нормативное функционирование психики) и другое.

Вопрос «нормальности» детских страхов следует рассматривать с позиции воздействия на ребенка. Если они не мешают его адекватному развитию, формированию социокультурных и коммуникативных навыков, а также непродолжительны во времени (примерно несколько недель), то, скорее всего, они являются частью нормального развития, так же, как и процесс размышления о возможных негативных исходах той или иной ситуации. Так, например, умеренное волнение может помогать детям готовиться к будущим событиям (лишний раз проверить домашнее задание, контрольную работу, или повторить роль перед премьерой школьного спектакля). В идеале, по истечении определенного времени, такие страхи угасают. Однако у эмоционально-чувствительных детей, наиболее подверженных различного рода фобиям, страхи могут трансформироваться и закрепляться, приобретая статус невротических. Они имеют определенную характеристику: повышенное эмоциональное напряжение, избегание объекта страха, боязнь всего нового и неизведанного, тики (подмигивание, подкашливание, наморщивание лба, подергивание головой, облизывание губ и т.д.). Если страх продолжает развиваться, то могут появляться дополнительные симптомы: сосание пальца, обгрызывание ногтей, раскачивание, энурез, заикание. Невротические страхи мешают полноценному развитию ребенка, общению с людьми, накладывают отпечаток на его характер. Дети с такими проблемами нуждаются в помощи специалиста. Невротические страхи имеют свои причины:

1. Индивидуальные особенности (сенситивные, впечатлительные дети);

2. Ошибки воспитания (отсутствия единой системы воспитания, эмоционального контакта между родителями и ребенком, нехватка любви, чувство незащищенности, детские переживания «любим - не любим, нужен - не нужен, хорош - не хорош»);

3. Семейная обстановка (конфликты между взрослыми, развод родителей, появление еще одного ребенка в семье, переезд, смерть близкого родственника, а также возможность родителей «заражать» своими страхами детей);

4. Психотравмирующее воздействие (укусила собака, потерялся, упал с кровати и др.).

Во всех случаях родители должны объяснять что произошло, почему и как избежать повторения ситуации. Большинство родителей интуитивно понимают, как успокоить ребенка, поддержать его и помочь ему пережить свой страх. Иногда, к сожалению, случается, что родители в силу каких-то причин, игнорируют страх ребенка, высмеивают его, ругают и даже наказывают. Но и в этом случае, рано или поздно, им приходится обращать внимание на происходящее и признавать наличие существующих проблем, поскольку последствия становятся слишком явными (нарушение сна, агрессивность, заторможенность, неврозы). Как же все-таки преодолеть страхи? Чтобы справиться со своими страхами и почувствовать себя в безопасности дети часто прибегают к так называемым ритуальным, повторяющимся действиям. Ритуальное поведение детей направлено на упорядочивание окружающей обстановки и на придание ей единообразия. Кроме того, детские ритуалы помогают приобрести контроль и власть над своим социальным и физическим окружением. Они делают их мир более предсказуемым и безопасным. В частности, примерами ритуальных действий маленьких детей могу служить просмотр одного и того же фильма перед сном, расположение вещей, игрушек в определенной последовательности, «правильно», и др. Ритуальные действия меняются с возрастом и определенные «повторения» являются нормальными, каждый в своем возрасте. Что же касается помощи со стороны взрослых, то, на мой взгляд, одна из важнейших задач родителей состоит в том, чтобы понимать, в каких ситуациях они могут справиться самостоятельно, а вкакой момент необходимо обратиться за помощью к профессионалу (психологу, психотерапевту, неврологу), ведь речь идет о здоровье и благополучии ребенка. Необходимо помнить, что дети, как маленькие, так и более старшего возраста (подростки), в силу различных причин, невсегда могут словами выразить свое внутреннее неблагополучие. Именно поэтому важно быть чуткими, проницательными, тактичными, деликатными, терпеливыми людьми, искренне заинтересованными в решении проблемы. Следует обращать пристальное внимание на изменения в поведении ребенка (стал робким, менее жизнерадостным, агрессивным), смену его настроения (грустит, подавлен, чувствует себя одиноким), ухудшение состояния его здоровья, появление хронических заболеваний и другие возможные проявления.

Для ребенка, страдающего невротическими страхами, важно создать спокойную, доброжелательную атмосферу, исключить конфликты, ссоры, наладить доверительные, теплые отношения между всеми членами семьи. Дети очень остро ощущают все происходящее в семье, и подчас их недуг является лишь сигналом, своеобразным «маячком», свидетельствующим о более глубоких проблемах семьи в целом. Таким детям важно чувствовать себя защищенными. Для поддержания эмоционального фона и снятия тревожности, им необходимо чувствовать, что их любят, что они нужны, что вне зависимости от совершаемых ими поступков, семья примет и поддержит их. Терапия детей с невротическими страхами предполагает использование различных методов. Вот, например. В специально оборудованном детском психотерапевтическом кабинете ребенок может с помощью психолога разрешить свои страхи. Страх можно визуализировать, и ребенок получает возможность сделать с этим страхом все, что угодно, от уничтожения до волшебного превращения. Страх можно отыграть. Проигрывание ситуации, когда ребенок, находясь в игровом, безопасном для себя пространстве получает возможность действовать в соответствии со своими желаниями и выбранной ролью, кроме того, у него появляется шанс взглянуть на свой страх как бы под другим углом. Нередко эти два метода сочетаются.

В заключении хочу сказать следующее. Окружающий мир для ребенка может восприниматься ребенком по-разному: открытым, интересным, притягательным, доброжелательным, а может быть и замкнутым, враждебным, таинственным, отталкивающим… Это напрямую зависит от того, каков сам ребенок. Насколько у него адекватная самооценка, насколько он самостоятелен, ответственен, социализирован, общителен, открыт для всего нового, насколько обладает способностью адаптироваться в постоянно меняющихся условиях жизни. Давайте подарим нашим детям мир разнообразных эмоций, радости, улыбок, удивительных открытий, познания и обретений. Пусть внимание, любовь и понимание станут верными спутниками на пути к гармонии и счастью!

Новости

1.8.2015 12:31
Психоаналитическая диагностика
В нашей библиотеке размещена книга: "Психоаналитическая диагностика - Понимание структуры личности в клиническом процессе". Эта книга замечательна во многих отношениях. Написанная блестящим профессионалом высочайшего уровня, она уже вошла в золотой фонд аналитической классики и стала бестселлером в тех странах, где была издана.

19.7.2015 11:55
Родителям о детях
На сайте размещена новая авторская статья «Родителям о детях». Данная статья рекомендуется для ознакомления всем родителям без исключения вне зависимости от возраста Вашего ребенка.

12.7.2015 21:31
Толковый словарь по аналитической психологии
На сайте размещен толковый словарь по аналитической психологии, который позволит интересующимся ориентироваться в специфических терминах аналитической психологии.

Все новости

2012-2015 © AleGreya.ru