Авторские публикацииДетские страхиГурова Дарья Владимировна
Клинический психолог - Мама, смотри, паук! - Да, паук, ну и что? - Я боюсь, боюсь! Он страшный! Он меня укусит! - Перестань, не говори глупостей! Подумаешь паук! Ну, какой же он страшный? Посмотри, какой ты большой, а он маленький! Бабушка: «Не того бояться надо, милок! Вот если болезнь, смерть,или война, не дай Бог, это да! А паук, - что? Раздави его, и дело с концом!» Для паука это может быть и конец, а для ребенка только начало. Начало его внутренних переживаний, тревог, опасений. И вот уже паук превращается в огромное чудовище, выползающее из-под кровати под покровом ночи. Ну, как тут уснешь? Но… наступает утро! Ура! Днем бояться точно нечего! Ах, да! Вот только еще: собаки, громкие звуки, закрытые пространства, одиночество, наказание, незнакомые люди, пожары… Этот список детских далеко неполный. Что же такое детские страхи? Стоит ли нам, взрослым, относиться к ним серьезно? Можно ли их побороть? А, может быть, бояться и вовсе нормально? Страх - это реакция человека на внешнее воздействие, базовая эмоция, которая сигнализирует об опасности, и она направлена на сохранение жизни. Детские страхи – это глубокие переживания детства, отголоски которых могут звучать эхом и в более позднем возрасте, а также являться причиной формирования негативных жизненных сценариев. Страх страху – рознь. Некоторые из них выполняют защитную функцию, другие же, сигнализируют о наличии симптома-комплекса (т.н. невротические страхи). Как правило, большинство детей чего-то боятся, но если Вы заметили, что этот страхи ребенка приобретают навязчивый характер, то это - безусловно повод проконсультироваться со специалистом. Следует также помнить, что каждый ребенок уникален и неповторим. Его психика развивается сугубо индивидуально и в свои сроки. Для того, чтобы лучше понимать своего ребенка, его поведение и правильно на него реагировать, можно использовать в качестве ориентиров нижеследующую информацию о так называемых возрастных страхах.
Правда, будучи нормальными для одного возраста, они могут стать препятствием для развития социальных навыков несколько лет спустя. Порой ребенка пугает то, что взрослому кажется пустяком. Ни в коем случае нельзя показывать ребенку, что вы относитесь к его боязни несерьезно. Детские страхи нельзя высмеивать, необходимо помогать малышу с ними справляться. Как мы видим из таблицы, на каждом этапе своего развития дети испытывают различные страхи. Вот лишь некоторые из возможных причин появления детских страхов: тревожность в обращении с ребенком; гиперопека; внушаемые страхи (баба Яга, «бабайка», дядя полицейский и др.) – персонажи для запугивания с целью достижения послушания; угрозы взрослых в семье; большое количество запретов; конфликтные ситуации; психологическая травма (воздействие, нарушающее нормативное функционирование психики) и другое. Вопрос «нормальности» детских страхов следует рассматривать с позиции воздействия на ребенка. Если они не мешают его адекватному развитию, формированию социокультурных и коммуникативных навыков, а также непродолжительны во времени (примерно несколько недель), то, скорее всего, они являются частью нормального развития, так же, как и процесс размышления о возможных негативных исходах той или иной ситуации. Так, например, умеренное волнение может помогать детям готовиться к будущим событиям (лишний раз проверить домашнее задание, контрольную работу, или повторить роль перед премьерой школьного спектакля). В идеале, по истечении определенного времени, такие страхи угасают. Однако у эмоционально-чувствительных детей, наиболее подверженных различного рода фобиям, страхи могут трансформироваться и закрепляться, приобретая статус невротических. Они имеют определенную характеристику: повышенное эмоциональное напряжение, избегание объекта страха, боязнь всего нового и неизведанного, тики (подмигивание, подкашливание, наморщивание лба, подергивание головой, облизывание губ и т.д.). Если страх продолжает развиваться, то могут появляться дополнительные симптомы: сосание пальца, обгрызывание ногтей, раскачивание, энурез, заикание. Невротические страхи мешают полноценному развитию ребенка, общению с людьми, накладывают отпечаток на его характер. Дети с такими проблемами нуждаются в помощи специалиста. Невротические страхи имеют свои причины: 1. Индивидуальные особенности (сенситивные, впечатлительные дети); 2. Ошибки воспитания (отсутствия единой системы воспитания, эмоционального контакта между родителями и ребенком, нехватка любви, чувство незащищенности, детские переживания «любим - не любим, нужен - не нужен, хорош - не хорош»); 3. Семейная обстановка (конфликты между взрослыми, развод родителей, появление еще одного ребенка в семье, переезд, смерть близкого родственника, а также возможность родителей «заражать» своими страхами детей); 4. Психотравмирующее воздействие (укусила собака, потерялся, упал с кровати и др.). Во всех случаях родители должны объяснять что произошло, почему и как избежать повторения ситуации. Большинство родителей интуитивно понимают, как успокоить ребенка, поддержать его и помочь ему пережить свой страх. Иногда, к сожалению, случается, что родители в силу каких-то причин, игнорируют страх ребенка, высмеивают его, ругают и даже наказывают. Но и в этом случае, рано или поздно, им приходится обращать внимание на происходящее и признавать наличие существующих проблем, поскольку последствия становятся слишком явными (нарушение сна, агрессивность, заторможенность, неврозы). Как же все-таки преодолеть страхи? Чтобы справиться со своими страхами и почувствовать себя в безопасности дети часто прибегают к так называемым ритуальным, повторяющимся действиям. Ритуальное поведение детей направлено на упорядочивание окружающей обстановки и на придание ей единообразия. Кроме того, детские ритуалы помогают приобрести контроль и власть над своим социальным и физическим окружением. Они делают их мир более предсказуемым и безопасным. В частности, примерами ритуальных действий маленьких детей могу служить просмотр одного и того же фильма перед сном, расположение вещей, игрушек в определенной последовательности, «правильно», и др. Ритуальные действия меняются с возрастом и определенные «повторения» являются нормальными, каждый в своем возрасте. Что же касается помощи со стороны взрослых, то, на мой взгляд, одна из важнейших задач родителей состоит в том, чтобы понимать, в каких ситуациях они могут справиться самостоятельно, а вкакой момент необходимо обратиться за помощью к профессионалу (психологу, психотерапевту, неврологу), ведь речь идет о здоровье и благополучии ребенка. Необходимо помнить, что дети, как маленькие, так и более старшего возраста (подростки), в силу различных причин, невсегда могут словами выразить свое внутреннее неблагополучие. Именно поэтому важно быть чуткими, проницательными, тактичными, деликатными, терпеливыми людьми, искренне заинтересованными в решении проблемы. Следует обращать пристальное внимание на изменения в поведении ребенка (стал робким, менее жизнерадостным, агрессивным), смену его настроения (грустит, подавлен, чувствует себя одиноким), ухудшение состояния его здоровья, появление хронических заболеваний и другие возможные проявления. Для ребенка, страдающего невротическими страхами, важно создать спокойную, доброжелательную атмосферу, исключить конфликты, ссоры, наладить доверительные, теплые отношения между всеми членами семьи. Дети очень остро ощущают все происходящее в семье, и подчас их недуг является лишь сигналом, своеобразным «маячком», свидетельствующим о более глубоких проблемах семьи в целом. Таким детям важно чувствовать себя защищенными. Для поддержания эмоционального фона и снятия тревожности, им необходимо чувствовать, что их любят, что они нужны, что вне зависимости от совершаемых ими поступков, семья примет и поддержит их. Терапия детей с невротическими страхами предполагает использование различных методов. Вот, например. В специально оборудованном детском психотерапевтическом кабинете ребенок может с помощью психолога разрешить свои страхи. Страх можно визуализировать, и ребенок получает возможность сделать с этим страхом все, что угодно, от уничтожения до волшебного превращения. Страх можно отыграть. Проигрывание ситуации, когда ребенок, находясь в игровом, безопасном для себя пространстве получает возможность действовать в соответствии со своими желаниями и выбранной ролью, кроме того, у него появляется шанс взглянуть на свой страх как бы под другим углом. Нередко эти два метода сочетаются. В заключении хочу сказать следующее. Окружающий мир для ребенка может восприниматься ребенком по-разному: открытым, интересным, притягательным, доброжелательным, а может быть и замкнутым, враждебным, таинственным, отталкивающим… Это напрямую зависит от того, каков сам ребенок. Насколько у него адекватная самооценка, насколько он самостоятелен, ответственен, социализирован, общителен, открыт для всего нового, насколько обладает способностью адаптироваться в постоянно меняющихся условиях жизни. Давайте подарим нашим детям мир разнообразных эмоций, радости, улыбок, удивительных открытий, познания и обретений. Пусть внимание, любовь и понимание станут верными спутниками на пути к гармонии и счастью! |
1.8.2015 12:31 19.7.2015 11:55 12.7.2015 21:31 |