Авторские публикацииСказкотерапия в буддийской культуре - ДжатакиХрипко Елена Геннадиевна
Клинический психолог и психоаналитик 1. Джатаки и социокультурная регуляцияПредставляется важным проанализировать джатаки как феномен буддийской культуры, свидетельствующий о процессах самотерапии социокультурной среды. Актуальность постановки такой проблемы обусловлена настоятельной необходимостью понимания глубины психологических основ социокультурной регуляции как в традиционных культурах прошлого, так и в культуре современной. Такое понимание, на мой взгляд, возможно обрести, обращаясь к методам культурологической компаративистики. Буддийская антропология – учение о составе человека, действии и взаимодействии – ориентировала своих сторонников на обретение психического здоровья, что приравнивалось в традиции к устранению внерефлексивной аффективной мотивации поступков, к обретению творческой свободы поведения, регламентированного лишь нравственными нормами вероучения. Рассмотрим, каким образом реализовывался принцип социокультурной регуляции психики в жизни буддийской общины – сангхи. Как свидетельствует традиция, установленный распорядок предполагал регулярные публичные самоотчеты ее членов, производившиеся на общем собрании. В канонической литературе такие собрания прямых учеников Будды описываются следующим образом. Монах – блюститель религиозной дисциплины - зачитывал присутствующим Пратимокшу (дисциплинарные правила, зафиксированные во втором разделе буддийского канона - Винная-питаке), а члены сангхи поочередно объявляли, относительно какого из обетов совершено ими прегрешение. Каждый из подобных проступков подлежал обсуждению, причем воспроизводился сюжет повседневной жизни, приведший к неблагому действию. Присутствующие высказывали свои мнения по поводу ситуации в целом, о каждом из ее участников и совместно с Учителем анализировали поведенческую и аффективную стороны данной ситуации. Вслед за этим, когда коллективный (групповой) анализ доводился до первоисточника неблагого поступка (т.е. до трех корней неблагого – алчности, вражды и невежества), обсуждаемый член сангхи должен был принести публичное покаяние. Покаяние в данном случае предполагало вовсе не актуализацию чувства вины за содеянное, а осознанное принятие результатов группового анализа и признание неприемлемости имевшей место аффективной мотивации. Подобная мотивация рассматривалась в буддизме как неприемлемая, прежде всего, в силу того, что аффект, воплощенный в поведенческом акте, лишь умножал страдание в этой жизни и, согласно буддийской религиозной доктрине, предполагал дурное кармическое следствие в новом рождении. Лгать, обеляя себя, или замалчивать проступки и реальную ситуацию не имело смысла, поскольку ложь и сокрытие представляли собой отдельное прегрешение против одного из обетов и были также чреваты негативным кармическим следствием (Ермакова, Островская, 2001, с. 67-80). После принесения покаяния, рассматривавшегося в качестве благого словесного действия, снимавшего возможное кармическое следствие, членам сангхи предлагалось выслушать и обсудить метафорическую иллюстрацию, очевидно демонстрирующую структуру и характер проанализированной ситуации. В качестве таких иллюстраций и выступали джатаки - истории из прошлых жизней самого Учителя. Позднее, на историческом этапе письменной фиксации канона, была составлена коллекция подобных историй, которая и вошла в состав Виная- питаки как ее завершение. Однако в палийской версии канона, получившей распространение на Шри Ланке, а затем в ряде стран Юго-Восточной Азии, такие сюжеты были включены в Сутта-питаку (санкр. Сутра-питаку) (Лысенко, 2003, с. 31-36). Жанр данных повествований приобрел широкую популярность не только среди образованного буддийского монашества, но и среди так называемых простецов, т.е. групп населения, не владевших письменной культурой. |
1.8.2015 12:31 19.7.2015 11:55 12.7.2015 21:31 |