Авторские публикацииСказкотерапия в буддийской культуре - ДжатакиХрипко Елена Геннадиевна
Клинический психолог и психоаналитик 3. СказкотерапияИменно структура и содержание текста, на мой взгляд, позволяют реконструировать в формате сказкотерапии групповую психотерапевтическую ситуацию, имевшую место на собраниях буддийской сангхи. Как «работает» сказка в социокультурном измерении? В практике психолога, психотерапевта функциональные особенности сказки, как фольклорного жанра, сформировавшиеся в процессе культурогенеза, используются сугубо прагматически, принимая фокусную направленность. Это становится возможным благодаря тому, что сказка связана с глубинными процессами формирования символического отношения и образного мышления. Прежде всего, функция сказки в создании метафоры и ее прочтение естественным образом вызывает ассоциации, которые объективируют пространство психической реальности ребенка или взрослого, давая психотерапевту возможность реконструировать эту реальность. Таким образом, совокупная ассоциативная картина позволяет вникнуть в содержание психической реальности. Активная проработка сказочного материала начинается тогда, когда мы задаемся вопросами - почему герой поступил именно так, почему следствие его поступка было именно таково? Исследуя мотивы поведения персонажа сказки, мы сравниваем ее содержание с возможными вариантами решения ситуаций, рождающимися в нашем сознании. Благодаря этому открывается перспектива актуального понимания специфического содержания исследуемой психической реальности и того, каким образом это содержание воплощается в самооценке и поведении. Следует отметить, что аналогичный процесс имеет место в повседневной культуре. Взрослые, рассказывая ребенку сказку и обсуждая с ним ее содержание, обретают интуитивное понимание того, что происходит у него на душе, проясняют и корректируют отношение малыша к реальности. Для детей естественно желание иллюстрировать сказку рисунками и воплощать ее сюжет в игре. В терминологии Д.В. Винникотта нахождение в «переходном пространстве» игры способствует постепенному «врастанию» в реальность. (Винникотт, 2002.) В целом сказка в процессе социализации ребенка способствует интернализации ценностно-нормативной аксиоматики социума. Необходимо подчеркнуть несомненный приоритет народных сказок в процессе социализации перед сказками авторскими. Будучи продуктом индивидуального художественного творчества, авторская сказка неизбежно несет в себе корреляты психологических конфликтов ее творца. А, соответственно, несформировавшаяся детская психика внерефлексивно интернализует потенциал скрытой конфликтности, содержащейся в авторском тексте. Тексты джатак позволяют реконструировать ситуацию саморегуляции взаимодействия буддийской общины: на собрании членов сангхи на обсуждение представлялось все, что произошло за последнее время. Наиболее значимые или конфликтные события выявлялись и предлагались для обсуждения. Проблема получала, в общем, генетическое решение – это уже было в прошлом. В связи с тем, что мы находимся в пространстве буддизма, онтогенетическое расширено до числа «прошлых» жизней и имеет общее пространство с филогенетическим опытом. Рассказ о прошлом демонстрирует то, какой первично была эта ситуация и какое кармическое следствие она приобрела в настоящем. Терапевтический смысл содержится именно здесь, в отождествлении настоящего и прошлого, в выявлении сути проблемной ситуации путем сравнения и выявления аналогичного конфликта, уже имевшего место. А отождествление участников группы с героями «повести о прошлом» создает безопасную атмосферу для проработки проблемы. Соотношение ситуации, произошедшей в прошлом, и теперешней, вынесенной на обсуждение, дает возможность приобретения нового опыта на основе своеобразной генетической интерпретации. |
1.8.2015 12:31 19.7.2015 11:55 12.7.2015 21:31 |