Авторские публикацииРодителям о детяхГурова Дарья Владимировна
Клинический психолог «Сегодня самый лучший день! День твоего рождения!» Так поется в одной известной песне. И, действительно, для большинства семей рождение ребенка является счастливым и радостным событием. Пространство вокруг незаметно наполняется новыми смыслами и надеждами. Вообще, быть родителями - это так… классно? сложно? волнительно? ответственно? приятно? А может быть все одновременно, ведь родителям приходится ежедневно, ежечасно, решать массу задач, связанных с заботой о малыше, с его воспитанием и развитием. По роду своей деятельности я постоянно общаюсь с детьми и их родителями, и взаимодействие с ними наводит меня на размышления. Какими глазами мы смотрим на ребенка? Кого мы в нем видим? Как мы его воспринимаем? Чего ожидаем от него? Должен и может ли он соответствовать нашим ожиданиям? Что значит быть родителями: делать то, что нам, взрослым, кажется необходимым и правильным, или суметь рассмотреть имеющиеся у ребенка особенности и способности, и создать условия для его развития? Список вопросов можно продолжать до бесконечности. Думаю, что я не ошибусь, если скажу, что многие родители еще до появления малыша постоянно пытаются представить, каким он будет: внешне и по характеру. Некоторые - даже фантазируют на тему будущей профессии. Что уж говорить про тот день, когда новорожденный являет себя в этот мир? Родительская активность лишь набирает обороты. Ничего странного в этом нет, справедливо заметите Вы. Это ведь Ваша плоть и кровь, и никто лучше Вас не знает, как сделать малыша счастливым! Вот только что такое счастье?.. Все мы созданы по образу и подобию; эти слова сошли с библейских страниц , и в их смысловое значение входит и генетическое сходство детей и их родителей . Но, на мой взгляд, быть подобным вовсе не означает быть похожим. Моя мама, например, всегда предпочитала убирать со стола и мыть посуду сразу после еды, а уже потом, при желании вести задушевные беседы, оставаясь на кухне. В то время как для меня подобного рода «спешка» означала конец всем дискуссиям. Или, например, наводя «свой порядок» в «моем беспорядке», она удивлялась - в кого я такая?! Ведь так удобно, когда все на своей полочке или в своем ящичке. Вопрос: для кого удобно? Думаю, что похожие примеры могут найтись у многих из вас. Если ребенок беззаветно предан шахматам и музыке, в то время, как его отец к примеру страстный футбольный болельщик или и заядлый рыбак, то это вовсе не значит, что Вы или другие члены семьи неправильно воспитываете своего ребенка. Иногда кардинальные различия в интересах и способностях детей и их родителей приводит последних к довольно тяжелым переживаниям: что жизнь не удалась, и надо срочно исправлять ошибки, рожая еще одного («Уж этот точно будет такой же как я!») Это может коснуться не только выбора увлечения или кружка дополнительного образования, но и будущей профессии, выбора друзей и партнеров, не говоря уже о вероисповедании, и многого-многого другого. Да, Ваш ребенок может быть другим, совсем не непохожим на Вас. А бывает и наоборот, - родители и дети могут быть очень похожи, но как хотелось бы некоторых сходств избежать! Но ведь он Ваш! И Вы его любите, и желаете счастья, не так ли? Каждому из нас важно чувствовать поддержку в лице своей семьи, а ребенку, в процессе формирования его самооценки, взглядов на жизнь, в процессе становления его как личности, это жизненно необходимо. Ребенок может в будущем стать успешным юристом, прекрасным врачом, замечательным геологом, известным спортсменом или артистом, если САМ будет этого хотеть, а не исполнять волю родителей («Я в детстве хотел(а), не получилось, и теперь мой ребенок обязательно, во что бы то ни стало…»). Родители стараются, водят ребенка к кружки и секции, он идет: иногда через силу, иногда подчиняется, страшнее, конечно, когда ему все равно, и он якобы ничем не интересуется. И тут может прийти объяснение, что он, мол, еще маленький: что он может понимать? Ведь он так неопытен и доверчив! Кто же научит, подскажет, поможет, направит, если не родители? Ответ очевиден. Это конечно же Вы - его родитель! Главное, чтобы повзрослевший ребенок не описывал свое детство, сожалея об утраченных возможностях: «меня заставили пойти в секцию, а я хотел..», «меня просто принудили заниматься музыкой…», « через мои интересы перешагнули…», и т.д. Мне пришла в голову метафора, что ребенок – это книга, написанная чернилами, способными «проявиться» только при определенном освещении. Книга, у которой не всегда понятный язык, но у которой вполне определенное содержание и свой жанр. Книга, в которой можно оставлять заметки на полях и закладки, нельзя вырывать страницы или ставить кляксы… Быть чутким читателем и искусным переводчиком – вот истинная задача для нас, родителей. Какие громкие слова – скажите Вы, можно подумать все так просто! А в реальности-то что делать? Приглядываться к особенностям ребенка и прислушиваться к его интересам, стараться его понимать и безоценочно принимать ( имеется в виду то, что оценка должна даваться совершаемым поступкам, а не личности ребенка), быть другом, опорой, советчиком... И помнить, что опекать – не значит лишать самостоятельности, а прививать ее – не значит быть равнодушным. Что наставлять – это не лишать права выбора, а лишь показывать возможные варианты развития событий с целью определиться, и, что проявить смелость – это порой означает - признать свой страх… Опыт работы с детьми и родителями убедил меня в том, что ребенок не должен восприниматься как продолжение своих родителей: их идей, устремлений, мечтаний. Это может совпасть, а может и - нет… Он не должен подтверждать чей-либо социальный статус в обществе, оправдывать надежды предыдущих поколений или служить объектом манипуляций во «взрослых играх». Мы не знаем, выбирают ли дети родителей, когда собираются появиться на свет. Некоторые верования и даже научные гипотезы говорят, что – да, а другие отрицают это. Не знаю, как это может происходить. Просто я чувствую, что приход ребенка в этом мир, к тем или иным родителям не случаен. И только лишь генетическими факторами многое объяснить невозможно. Мне кажется, что они приходят в этот мир не «для нас», а «через нас», чтобы с нашей возможной помощью познать, понять, испытать, почувствовать и… обрести… свой путь, свое предназначение, самого себя. Я целиком и полностью разделяю высказывание Эльчина Сафарли: «Любить кого-то означает желать в первую очередь счастья ему, а потом себе». А счастье… Счастье – это своевременное понимание того, что необходимо человеку в данный момент и возможность дать ему это. Любите своих детей, и пусть они будут счастливы |
1.8.2015 12:31 19.7.2015 11:55 12.7.2015 21:31 |