Сводный энциклопедический словарь по психотерапииБ. Д. Карвасарский - Психотерапевтическая энциклопедия ХОРЕОТЕРАПИЯ(choreotherapy, dance and movement therapy) ХОРЕОТЕРАПИЯ (choreotherapy, dance and movement therapy). Использование танца, пластики и ритмики в лечебных и профилактических целях. Развитие современной X. с 30-х гг. связывается с именем Чейз (Chase M.), автора соответствующей главы в книге Морено (Moreno J. L.), посвященной групповой терапии. X. может выделяться в качестве одного из направлений арттерапии, составного элемента активной музыкотерапии (Менегетти (Meneghetti Т.) и др.) или как одна из форм терапии физической активностью (Славсон (Slavson S. R.), Шиффер (Schiffer M.)). Основные задачи, изолированно или комплексно решаемые в процессе X.: 1) терапия занятостью и повышение двигательной активности; 2) коммуникативный тренинг и организация социотерапевтического общения; 3) получение диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов пациента и его самопознания; 4) раскрепощение и рост пациента, поиск аутентичных путей развития. В зависимости от концептуальной ориентации конкретного хореотерапевта акцентироваться могут отдельные задачи: 1 и 2 — при поведенческой, 3 — при психодинамической и 4 — при гуманистической ориентации психотерапевта. Разминочные упражнения, предваряющие занятия X., имеют физический («разогрев»), психический (идентификация с чувствами) и социальный (установление контактов) аспекты. Обычная продолжительность занятия — 40-50 минут. Занятия могут быть ежедневными (в стационарных условиях), еженедельными на протяжении нескольких месяцев или лет, в профилактических целях возможно проведение одноразовых танцевальных марафонов. Оптимальный количественный состав группы X. — 5-12 человек на одного хореотерапевта. Дискутируется вопрос о характере музыкального сопровождения занятий X. Одни хореотерапевты предпочитают стандартные магнитофонные записи народной и / или профессиональной танцевальной музыки, другие — собственное (или своих ассистентов) импровизированное музыкальное сопровождение. Во всех случаях подчеркивается, что индивидуально-культуральная значимость предлагаемой музыки для пациента не должна перекрывать значимости и удовольствия собственной двигательной активности, поэтому лучше использовать незнакомые группе мелодии, умеренную громкость звучания и физиологически ориентированные ритмы, способствующие формированию трансовых состояний сознания. В процессе психодинамической X. выделяются (Лумсден (Lumsden M.)) стадии развития психотерапевтической группы, которые психотерапевтами других ориентации рассматриваются как различные организационные формы упражнений: 1) индивидуальная — анализ пространственных, временных, энергетических, гармонических характеристик движения пациентов и такого аспекта, как «сдерживание—разрешение»; 2) дуэт — анализ переноса и контрпереноса; 3) трио и квартет — анализ инцестуозных тенденций и динамического отвержения на модели «отец—мать—ребенок»; 4) групповая, соответствующая психодраматическому подходу; 5) межгрупповая, социодраматическая; 6) социальная, реализуемая в массовых танцевальных ритуалах и фестивалях. X. может использоваться в качестве вспомогательного или основного метода психотерапии в группах детей и подростков, в санаторно-курортных условиях, при коррекции дисгамий в супружеских парах, для социально-психологического и двигательного тренинга людей с нарушениями слуха и зрения или постпсихотическим дефектом. В нашей стране X. применяется редко в связи с разрушением культуры народного танца и профессионализацией хореографии. |
1.8.2015 12:31 19.7.2015 11:55 12.7.2015 21:31 |