Психотерапевтическая энциклопедияКарвасарский Борис Дмитриевич РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Впервые наиболее подробно и системно изложена швейцарским невропатологом Дюбуа (Dubois P.) в книге «Психоневрозы и их психическое лечение» (1912). Возникнув как альтернатива терапии внушением, Р. п. опиралась прежде всего на разум, мышление пациента (лат. ratio — разум, рассудок).
Особенностью первого этапа развития Р. п. было подробное описание нарушений мышления при различных психических заболеваниях, использование достижений как формальной, так и диалектической логики с целью коррекции неправильных суждений больных «психоневрозами».
Что включает в себя сегодня понятие Р. п.? Сохранили ли ее технические приемы свое значение или стали архаичными? Ответы на эти вопросы достаточно актуальны в свете появления «новых» методов психотерапии (в данной статье использованы материалы, предоставленные В. Л. Минутко.).
При описании различных методов современной психотерапии мы и сейчас встречаем те же основания, которые высказывал еще Дюбуа. Особенно много общего у Р. п. с такими психотерапевтическими методами, как когнитивная психотерапия и рационально-эмоциональная психотерапия. Отдельные положения и приемы Р. п. согласуются с методом нейролингвистического программирования (метамодель, изменение суждений с помощью техники субмодальностей, использование аналогий — метафор и т. д.) и прививки против стресса Мейхенбаума.
До сих пор методы рационально-эмоциональной и когнитивной — когнитивно-поведенческой психотерапии — не определены в своем отношении к Р. п., что, с одной стороны, приводит к размыванию понятия Р. п., а с другой — к отказу от самостоятельности метода Р. п. вообще. Для того чтобы четче очертить границы Р. п., необходимо осветить в сравнительном аспекте те психотерапевтические методы, которые имеют общие черты с основными положениями Р. п.
Таблица 9. Сравнительная характеристика рациональной, когнитивной и рационально-эмоциональной психотерапии
Основные характеристики метода психотерапии | Психотерапевтические методы |
Рациональная психотерапия | Когнитивная психотерапия | Рационально-эмоциональная психотерапия |
Основоположники | Поль Дюбуа | Аарон Бек | Альберт Эллис |
Ключевые звенья психических нарушений | Ошибки формальной логики, «иллогизмы» («после этого, по причине этого» — смешение причины и следствия, недостаточное основание и т. д.), пренебрежение категориями и законами диалектической логики, искаженная «внутренняя картина болезни» | Когнитивные искажения, ошибки в суждениях: персонализация, дихотомичность мышления, выборочное абстрагирование, произвольные умозаключения, свергенерализация, катастрофизация | Жесткие когнитивно-эмоциональные связи, иррациональные установки: долженствования, катастрофизации, обязательной реализации своих потребностей, оценочная установка (чрезмерное обобщение или упрощение). Или двенадцать и более «основных иррациональных идей |
Этиология | Развитие болезни | Неправильное научение в процессе познавательного или когнитивного развития личности | Наследственность и окружающая среда хотя и играют определенную роль, но менее значимы, чем настоящее |
Основная цель метода | Формирование понятий и представлений о заболевании, демонстрация логических ошибок, убеждение пациента в основном тезисе врача | Коррекция когнитивных искажений | Реконструкция системы убеждений, отказ от требований и жестких иррациональных установок |
Логический компонент | Сфера формальной и диалектической логики | Сфера формальной логики | Сфера формальной логики |
Дидактические приемы | Помимо психологических оснований используются нравственные, моральные принципы дидактики, отсюда системность использования ее приемов | Дидактические приемы психологической ориентации | Дидактические приемы психологической ориентации |
Приемы риторики | Активное и системное использование приемов риторики | Активное использование отдельных приемов риторики | Активное использование отдельных приемов риторики |
Предварительный этап | Установление контакта с пациентом. Изложение пациентом сути своей проблемы | Установление контакта с пациентом. Объяснение и обоснование эффективности метода. Объяснение пациентом сути своей проблемной ситуации, его варианты решения проблемной ситуации | Установление контакта с пациентом. Объяснение и обоснование эффективности метода. Получение согласия пациента на данный метод лечения |
Диагностика | Выявление логических ошибок, неправильных суждений пациента в отношении оценки своего состояния. Анамнез болезни. Клинические и параклинические (объективные) данные | Конкретные техники типа: «что, если», «пробных мыслей и образов», улавливание «автоматических мыслей». Шкала депрессий Бека, шкала безнадежности. Выявление индивидуальных негативных моделей | Техника «что, если», «перечни иррациональных убеждений Джонса, Кассинове, Байсдена, Шорки. Самоанализ пациента по отношению к его иррациональным суждениям в проблемных ситуациях |
Этапы лечения | 1. Объяснение и разъяснение, «насыщение информацией» (формирование понятий)
2. Убеждение (коррекция ошибочных суждений), обучение принципам и законам формальной и диалектической логики
3. Переориентации (изменение отношения к болезни, изменение иерархии ценностей, стабильное изменение жизненных установок)
4. Психагогика | 1. Когнитивное оспаривание ложных идей
2. Поведенческое оспаривание | 1. Когнитивное оспаривание иррациональных идей — «стадия дискуссии»
2. Предъявление активизирующих событий, развитие новых, рациональных и реалистичных суждений о событиях — «стадия эффекта» |
Спектр уровней воздействия | Личностный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий | Когнитивный, эмоциональный, поведенческий | Когнитивный, эмоциональный, поведенческий |
Степень нозологической направленности | В большей мере направлена на болезнь, характеризующуюся специфическими нарушениями мышления. Ближе к каузальной причинной терапии, учитывающей этиопатогенез болезни | В большей мере направлена на синдром (обсессивный, параноидный, маниакальный, депрессивный), реже на симптомы (тревога, страх). Условная специфичность нарушений мышления при отдельных синдромах | В большей мере направлена на отдельные проявления (признаки), нарушения мышления |
Когнитивные техники | Сократовский диалог, метод аналогий, самоанализ (интроспекция) | Сократовский диалог, техника «заполнения пустоты», декатастрофизация, метод аналогий, реатрибуция, переформулирование, децентрализация | Сократовский диалог, когнитивный диспут, наблюдение за своим мышлением, метод аналогии, самоанализ (интроспекция) |
Техники поведенческой психотерапии | Редкое использование, с целью иллюстрации и наглядности проверки обоснованности суждений пациента в реальной жизни | Активное использование поведенческих техник (ролевые игры, экспозиционная терапия, планирование деятельности, техники отвлечения внимания) | Активное использование поведенческих техник (ролевые игры, оперантное обусловливание и т. д.) |
Личностная ориентация | Рассматривает личность в широком диапазоне, учитывает динамику личностных особенностей в процессе психотерапии | Самоактуализация личности происходит в основном за счет признания ошибочного характера мышления, принятия на себя ответственности за исправление себя. «Когнитивная уязвимость» относится к структуре личности | Изменение личности происходит интегративно по схеме «ABCDE» |
Теоретические предпосылки | Достижения формальной и диалектической логики. Негативное отношение к суггестии | Теория эмоциональных нарушений, когнитивная модель депрессии. Негативное отношение к психоанализу | Рациональная психотерапия Дюбуа, работы Дежерина и Гоклера, посвященные значимости чувства |
Понятийный аппарат | Традиционный медицинский, психологический философский | Преобладают психологические понятия | Преобладают психологические понятия |
Показания | Пациенты «мыслительного типа», ипоходрический невроз, невроз навязчивых состояний, психосоматические заболевания, различные фобии, ятрогении | Пациенты со склонностью к интроспекции, к анализу своих мыслей, депрессивные пациенты с генерализованными эмоциональными расстройствами | Пациенты, имеющие достаточно хорошие проявления интеллекта с развитой речевой компонентой с отсутствием хронических психических заболеваний |
Формы проведения | Предпочтительнее индивидуальная, чем групповая | Индивидуальная | Индивидуальная, групповая, самопомощь |
Р. п. представляет собой интегративный метод психотерапии, в первую очередь ориентированный на нозологический подход к заболеванию и имеющий достаточно широкий круг показаний к своему применению. Рационально-эмоциональная психотерапия и когнитивная — когнитивно-поведенческая психотерапия — по своей сути являются вариантами метода Р. п. Такая точка зрения обусловлена более системным и широким арсеналом психотерапевтического воздействия Р. п. по сравнению с когнитивной и рационально-эмоциональной психотерапией, а также единым теоретическим подходом к цели психотерапевтического лечения. Кроме того, в идеи Р. п. заложено значение диалектической логики, что является более перспективным, чем использование только достижений формальной логики. Необходимо, чтобы психотерапевт, работающий в системе методов Р. п., хорошо представлял себе достижения логики, владел современной теорией аргументации. Следует отметить трудности опровержения так называемых контекстуальных аргументов пациентов (аргументы к традициям и авторитетам, к интуиции и вере, к здравому смыслу), т. е. тех аргументов, для опровержения которых необходимы специальные знания логики. Р. п. имеет некоторые общие моменты и с методом нейролингвистического программирования, что является естественным, поскольку мышление и язык практически неотделимы друг от друга, в своем терапевтическом подходе эти методы отличаются лишь различной степенью и значением суггестии, а также нейропсихологическим аспектом нейролингвистического программирования.
Сегодня необходимо возвратиться к понятию Р. п. и пересмотреть с современных позиций гипотезы ее основоположников. В то же время, с учетом накопленных знаний в области философии, можно резче очертить круг задач, которые могут быть решены с помощью Р. п. Недостаточно декларативно говорить о необходимости использования при Р. п. законов формальной и диалектической логики, важно применять их на практике. Так, в частности, ясно, что не может быть строго ограниченного количества формулировок иррациональных мыслей, что не могут быть ошибками в рассуждениях только ошибки формальной логики. Можно проиллюстрировать вышесказанное следующим микротестом, включающим в себя вопрос: к какому типу иррациональных идей с позиций когнитивной психотерапии относятся такие мысли пациента, как: «Мои переживания уникальны и неповторимы», «Мои проблемы носят случайный характер». Как видим, в обоих суждениях нарушены взаимосвязи между категориями диалектики (единичное и общее, необходимое и случайное). С позиций диалектической логики гораздо легче устранить данные иллогизмы, чем в рамках формальной логики. Как мы обучаем пациента распознавать иррациональные мысли, точно так же мы можем обучить пациента находить в своих рассуждениях, как призывал Дюбуа, ошибки диалектической логики. Представляется, что врач, работающий в системе Р. п., должен обращать внимание не только на форму иррациональных суждений, а классифицировать их так же, как классифицируются умозаключения в логике, различать описания от оценочных суждений (не выводя заключения вторых из первых), учитывая особенности мышления своих пациентов (образное или абстрактное).
К достижением Р. п. в области медицины можно отнести такие диалектические психотерапевтические приемы, которые уточняют медицинские понятия («функциональное» — обратимое, преходящее и «органическое» — стойкое, «динамика выздоровления» и т. д.). Работая в ключе Р. п., можно начинать, пользуясь принципами клинической семиотики, — восходя от симптома к синдрому и далее к нозологии (индуктивный метод), с другой стороны, можно, имея определенный тезис, гипотезу о наличии того или иного заболевания, диагностировать и устранять разнообразные расстройства в обратном порядке (дедуктивный метод), наконец, можно, отвергая те или иные расстройства и заболевания (выдвигая антитезис), выйти на интересующие нас психические расстройства, дезадаптирующие больного в окружающей ситуации. Возможности Р. п. далеко не исчерпаны, ее приемы и техники можно совершенствовать. Так, в частности, можно использовать приемы, удлиняющие экспозицию времени размышления пациентов над проблемными ситуациями, дополняя эти приемы техникой систематической десенсибилизации. Также представляются перспективными дальнейшие поиски специфических нарушений мышления при различных психических и психосоматических заболеваниях, разработка тех приемов Р. п., которые направлены на коррекцию мышления при каждом конкретном заболевании.
|
Новости
1.8.2015 12:31 Психоаналитическая диагностика
В нашей библиотеке размещена книга: "Психоаналитическая диагностика - Понимание структуры личности в клиническом процессе". Эта книга замечательна во многих отношениях. Написанная блестящим профессионалом высочайшего уровня, она уже вошла в золотой фонд аналитической классики и стала бестселлером в тех странах, где была издана.
19.7.2015 11:55 Родителям о детях
На сайте размещена новая авторская статья «Родителям о детях». Данная статья рекомендуется для ознакомления всем родителям без исключения вне зависимости от возраста Вашего ребенка.
12.7.2015 21:31 Толковый словарь по аналитической психологии
На сайте размещен толковый словарь по аналитической психологии, который позволит интересующимся ориентироваться в специфических терминах аналитической психологии.
Все новости
|